Будущего нет?
Глядя на толпу, всматриваясь в обрюзгшие лица большинства сограждан, еще с детства, я задавал себе вопрос — для чего жили все эти усталые, некрасивые люди? Работали всю жизнь, в лучшем случае приобрели автомобиль и обычную неудобную квартиру в бетонном муравейнике — четыре стены как итог жизни? Ну обои новые поклеили, поставили двери, решетки на окнах — справили Новой год и 8 марта — дальше что?
На лицах скука и пустота — в детстве эти люди хотели быть космонавтами, музыкантами, поэтами, полководцами, героями. Сложно поверить, но это так. Кто они сейчас — усталые торговцы собой? Никто. Дядя Вася и тетя Зина. Дети и у них и внуки. Уже с отбитыми желаниями, уже похожие на своих предков. Почему они отказались от своей настоящей жизни? Потому что так положено? Кем и как? Страхом и трусостью. А также унылой Системой нашей жизни.
Системе нужна прибыль, система не может перестать расти, иначе она погибнет. А ее цель — максимальная прибыль, деньги, в которых заключен труд миллионов людей. Деньги важнее человека — кто бы, что не говорил. Сознайтесь, что за сумму N – вы откажетесь от своих друзей, от своих желаний и увлечений, продадитесь с потрохами. С малых лет вы привыкли к тому, что все продается и покупается, вы не мыслите иной жизни.
Корпорации, производители всяческих товаров и услуг давно стали вашими хозяевами. Вы думали, что приобретая вещи, становитесь их господами? Становитесь богаче, важнее, сильнее? Нет. Вещи давно поработили вас. А через вещи вами управляют их производители. Сегодня ни один товар не производится для действительного удовлетворения потребностей человека. Товар производится ради получения максимальной прибыли. Отсюда колбаса из тухлых отходов, мыло из дохлых собак, салаты в супермаркете из просроченных продуктов. Прибыль толкает «бизнесменов» на откровенные преступления — в детских садах уже не раз травились дети, окружающая среда загажена до безумия, агрессивная реклама брендов сводит людей с ума. Ради вожделенных товаров человек стал ряженой проституткой, рабочей лошадью и козлом отпущения одновременно. Фетишизм всюду — золото, автомобили, элитные водки, косметика «класса люкс» — а где за всем этим Человек?
Человеческие качества и потребности обесценены. Любовь, дружба, уважение, созидательный труд, физическая и духовная культура, непринужденное общение — когда вы последний раз думали не о работе, учебе, покупках и телевидении? Когда вы отдавали что-то ничего не требуя взамен? Когда вы с радостью трудились?
Отсюда пустота и уныние внутри современного человека. Скука — болезнь нашей цивилизации. Человек продал себя, отказался от своих истинных потребностей ради жвачки, ради побрякушек, ради иллюзорных благ, навязанных рекламой. Подобно собаке, бегущей по арене за механическим зайцем, он бежит задыхаясь, вот оно счастье! Так близко! Но его нельзя догнать. Механический заяц всегда будет впереди собаки, потому что всегда появляются новые модели автомобилей и шуб, новые духи, новые «тренды и бренды».
Люди бегут от себя, от внутренней пустоты, заглушают ее алкоголем, шумными вечеринками, постоянным слушанием радио.
«Предположим, что в западной цивилизации всего на четыре недели перестали бы работать кино, радио, телевидение, были бы отменены спортивные мероприятия, прекратился бы выпуск газет. Если таким образом перекрыть главные пути спасения бегством, то каковы будут последствия для людей, предоставленных самим себе? Я не сомневаюсь, что даже за такое короткое время возникнут тысячи нервных расстройств и еще многие тысячи людей окажутся в состоянии сильной тревоги, дающем картину, аналогичную той, которая клинически диагностируется как невроз»,— говорил Эрих Фромм.
У этой Системы нет человеческого будущего. Есть лишь картина мрачного техно-фашизма. Все решено, все просчитано — ваше поведение, ваши вкусы, ваши потребности. Корпорации знают и решают за вас. Небольшие вспышки недовольства караются жесткими методами, несогласные обвиняются во всех смертных грехах и уничтожаются. С помощью СМИ — общественное мнение формируется на раз-два. Это — уже реальность. Когда у вас появлялись в последний раз самостоятельные мысли, оценки, суждения?
С детских лет нас приучают к покорности: детский сад, школа, институт, армия, работа, нищенская пенсия — смерть. Большую часть времени человек проводит вне своих собственных интересов, делает не то, чего бы ему хотелось, выбирает себе работу не по душе, а по зарплате. Человек тотально отчужден от себя самого. Система сделала из людей — живые трупы.
«Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но и приукрашивает свое рабство есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам», — так говорил Владимир Ильич Ленин. Может быть пора перестать приукрашивать свое рабское положение?
Будущее станет возможным, если перестать соблюдать правила игры. У шулера невозможно выиграть, нужно просто перевернуть стол и уйти. Остаться человеком в рамках существующей Системы — невозможно. Значит нужно менять Систему.
Нам нужно общество, в котором Человек, его потребности — станут главной ценностью. Каковы истинные потребности Человека? Любовь, уважение, самореализация, достойный и интересный труд. Нам нужно общество, в котором человек в 30 лет не будет сходить с ума от того, что стал менеджером продаж вместо летчика. Мы должны перестать торговать собой и своей жизнью. Человек должен стать господином и мерилом всех вещей.
Живой труд вместо мертвых денег. Любовь вместо жадности. Дружба вместо конкуренции. Будущее вместо прошлого. Творчество вместо «так положено». Только вместе, сообща мы можем преодолеть отчуждение людей друг от друг и от производимых нами благ.
Корень всех зол, причина отсутствия нашего будущего заключена в капиталистической Системе, основанной на конкуренции, господстве частной собственности и максимальной прибыли. Где вам приятней находится: в чистом аккуратном магазине с приветливыми сотрудниками или на грязной барахолке? В таком случае, что лучше развивать общество по логичному плану или отдавать на откуп «невидимой руке рынка», которая и разъединила нас, лишила будущего?
Будущее принадлежит нам, если мы, конечно, этого захотим.